Азбука инвестора

Что такое «Синдром упущенной выгоды»?

Синдром упущенной выгоды (англ. Fear of missing out; сокр. FoMO) – навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей. Это явление характеризуется непреодолимым желанием постоянно оставаться в курсе дел друзей и знакомых. Синдром упущенной выгоды (СУВ) также часто называют чувством сожаления, которое может привести к боязни пропустить интересное событие, возможность пообщаться с друзьями или знакомыми, получить новый опыт или материальную выгоду.

Согласно теории самоопределения, чувство связанности, родства с другими людьми – базовая психологическая потребность, удовлетворение которой является одним из условий психического здоровья человека. В рамках этой теории, СУВ является защитным состоянием психики, вызванным долговременным чувством неудовлетворённости социальной жизнью.

Признаки СУВ:

  • Часто возникающая боязнь упустить важные вещи и события;
  • Смысловой акцент на фразе «все, кроме меня»;
  • Навязчивое желание входить в любые формы социальной коммуникации;
  • Стремление постоянно нравиться людям и получать одобрение;
  • Стремление все время быть доступным для общения;
  • Стремление постоянно обновлять ленты социальных сетей;
  • Чувство сильного дискомфорта, когда гаджета с интернетом нет под рукой.

Развитие технологий, позволившее людям больше общаться, поспособствовало широкому распространению СУВ. С одной стороны, современные технологии (например, смартфоны) и социальные сети (например, Facebook) предоставляют человеку возможность участвовать в социальных коммуникациях, не прилагая больших усилий. С другой, коммуникация при помощи новых социальных сетей ведет к усилению зависимости от интернета. Психологическая зависимость от нахождения онлайн может вылиться в тревожные состояния, когда человек чувствует себя отчуждённым.

Социальные сети отличаются от привычных разговоров лицом к лицу своей мгновенной передачей большого количества информации. Dan Ariely, профессор психологии в Дюкском университете приводит такой пример: если человек опаздывает на самолет на две минуты, он обычно расстраивается намного больше, чем если опаздывает на два часа. Предполагается, что в первом случае пропустить самолет для большинства обиднее, потому что люди склонны представлять себе, что все могло быть иначе.

«Листать ленту новостей в социальных сетях – совсем не то же самое, что разговаривать с друзьями за обедом и слушать, как они провели свои прошлые выходные. Когда ты открываешь Facebook и видишь, что твои друзья сидят в баре без тебя в этот конкретный момент – ты можешь представить, что ты мог бы провести время совсем по-другому,» – объясняет профессор.

Когда человек пытается компенсировать это негативное чувство, например, выложив свои удачные фотографии или написав пост о том, как он провел выходные, чтобы показать свою жизнь в лучшем свете, он вовлекается в замкнутый круг. Большая часть людей выстраивает идеализированный образ их самих. Паттерн воспроизводится и распространяется на ничего не подозревающих пользователей, которые также могут начать испытывать СУВ. Таким образом, социальные сети становятся источником СУВ.

Как следствие, СУВ оказывает негативное влияние на психическое здоровье людей, провоцируя плохое настроение и в некоторых случаях депрессию. Наиболее частые частные проявления СУВ — ощущения скуки и одиночества. Используя социальные сети для самовыражения, определения себя через свой образ в сети, люди подсознательно усваивают посыл «я выкладываю посты, следовательно, я существую». Это приводит к искажённому пониманию сущности общения, в том числе и реального.

Люди постоянно проверяют свои аккаунты в социальных сетях, подменяя реальное общение, проживание момента несознательным обновлением новостной ленты. Люди переписываются за рулем, потому что для них возможность пропустить важное сообщение страшнее риска потерять жизнь в несчастном случае.

Кроме того, доказано, что люди, имеющие СУВ, склонны употреблять алкоголь чаще и в больших объёмах, чем люди его не имеющие, а также чаще страдают от постыдного поведения во время алкогольного опьянения и нежелательных последствий. Существуют предположения, что такая тяга к спиртному связана с необходимостью больше действовать и рисковать, чтобы не упустить возможности для социальной активности.

2 comments

Leave a Reply